Русские Святки в Казанском крае
5 января 2013 года

Русские Святки в Казанском крае

Это время называют ещё Святые дни, Святые вечера и Страшные вечера. Длятся русские Святки от Рождественского Сочельника 6 января по новому стилю и до Крещения Господня 18 января. Серединой Святок является 13 января – новолетие по старому летоисчислению, Васильев день.

Почему эти дни всегда считались в русском народе Святыми?

Ещё с древнейших, дохристианских времён наши предки русы-язычники считали, что в это время происходит обновление всего мира, поэтому Святочным дням приписывалось сакральное значение, и они были наполнены различными языческими обрядовыми действами.

С принятием Русью христианства наш народ начал придавать этим дням  новое значение – рождение Спасителя, т.е. приход Бога в мир людей,   а Крещение – это уже начало служения Христа людям во имя их спасения.

У всех православных христиан, имеющих славянские корни,  проведение и празднование Святок – имеет некоторые различия, но неизменной основой, точкой отсчёта является Рождество, а также последующие праздники, установленные нашей Матерью – Церковью. Также неизменной составляющей в обрядовой части Святок остаются отзвуки древних, ещё языческих обрядов с наслоившимися новыми народными традициями.

С приходом в Казанский край русских, пришли и традиции Русских Святок. Изначально эти традиции были перенесены сюда из мест прежнего бытия. Но почти за полтысячелетия – и они изменились, приобрели свои местные оттенки.

Колядование – главный народный обряд Русских Святок. Колядовать можно было на протяжении всех Святочных дней, кроме рождественского сочельника (6 января н.с.) и крещенского сочельника (17 января н.с.), поскольку это – дни строжайшего поста. С колядками по домам ходили в основном дети и молодёжь. Неизменный атрибут – звезда на шесте, часто со свечой внутри – как символ Вифлеемской звезды, под которой родился Христос, и которая указывала древним волхвам (волхвы – это язычество без Спасителя) путь к месту рождения Спасителя мира. В колядках славили как Спасителя и Его Рождество, так и хозяев, их дом и род, желали умножения рода, плодородия и благоденствия, иногда приходили со снопом или с прибаутками, символически кидали в дом пригоршню злаков. Заканчивались колядки недвусмысленными намёками, что пора бы и одарить колядующих. «Что ты, тётя, наварила?! Что ты тётя напекла?! Выноси поскорей, не морозь-ка детей!» - лепетал самый маленький. Одаривать можно было и едой и деньгами, иногда колядующих звали к праздничному столу – отведать яств и обогреться.

Иногда наряду со звездой использовался вертеп – специальный короб, при необходимости быстро превращавшийся в мини-сцену целого кукольного театра, пусть и переносного. В нём динамично и ёмко развёртывались действа, связанные с рождением Христа. Канонически они соответствовали описанным в евангелиях, но были сдобрены народным творчеством, что выглядело весьма трогательно.

В современном Казанском крае традиции колядования во время Святок практически угасли в бытовом обиходе. Однако эти традиции вызывают живой интерес как любителей и знатоков народного творчества, так и рядовых людей, многие из которых, переехав в город, корнями происходят из русских деревень Казанского края.

Ровно 20 лет назад Русские Святки с колядованием были возрождены в домах Молодёжного жилого комплекса Ново-Савиновского района г. Казани. Перед этим событием в ноябре-декабре 1992г. был образован семейный фольклорно-этнографический ансамбль «Коляда». Семейный, поскольку состоял из нескольких семей и был представлен всеми поколениями – начиная с малых детей и кончая стариками. Вообще, надо сказать, что в святочных традициях связь поколений имеет доминантное значение и это подчёркивает как преемственность, так и обновление этих традиций.

Так вот, разучив некоторое количество колядок, ансамбль «Коляда» в день Рождества 7 января 1993 г., шёл колядовать как к своим соседям, так и  в квартиры незнакомых людей, вызывая то удивление, а то и благоговейный восторг. Действительно, для многих слова:

 

«Небо и Земля, Небо и Земля ныне торжествуют!

Ангели людем, ангели людем весело спразднуют!

Христос родися, Бог воплотися!

Ангели воспевают, цари притекают, поклон отдают.

Пастыри играют, «Чудо! Чудо» – возвещают!», -

 

положенные на многоголосное акапельное пение, генетически напоминают величие праздника Рождества и его укоренённость в народных традициях.

Подобные колядки – духовные стихи о рождении Христа, стали визитной карточкой «Коляды» на всех последующих конкурсах и фестивалях.

Совсем скоро, 26 января 2013г. в Доме дружбы народов состоится праздничный концерт «Коляды», посвященный её 20-летнему юбилею, здесь будет представлен весь репертуар  ансамбля, и неизменная его часть – рождественские колядки.

Рождественские колядки, исполняемые ансамблем, имеют местное происхождение. Они записаны у здешних носителей православных традиций  – это регент хора Федотов из храма трёх Ярославских чудотворцев, что на Арском поле, и  настоятель кафедрального Никольского собора на ул. Баумана протоиерей Иван (Барсуков). Отец Иван происходит из семьи потомственных священнослужителей с. Юрьино на Волге, между Казанью и Чебоксарами. И он часто рассказывал, как они с братьями-сёстрами ходили по родному селу с этими колядками в детстве.

… Нынешнее Рождество Христово, как и всегда будет праздноваться во всех церквях в ночь с 6 на 7 января. И каждый православный христианин  в эту ночь пребудет на церковной службе, по окончании которой церковный хор исполняет колядки. Это не предписано канонами, но и не запрещено. Такова традиция. После – отдых, праздничная трапеза – и можно колядовать! В этом году ансамбль «Коляда» идёт с рождественскими колядками в Савиново – старую русскую деревню, сейчас включенную в черту Казани с 16.00 до 17.30 в домах, расположенных по улице 3-я Кадышевская, недалеко от храма иконы Божьей Матери «Живоносный источник». Кстати, и источник свой, святой тут же есть, куда можно прийти на крещенскую иордань в праздник Крещения-Богоявления  через две недели – помолиться, а может – и окунуться. А сейчас, в Рождество все жители села могут рассчитывать на встречу с «Колядой», и надо подготовиться, иначе – какой  ты русский? А тем более, православный? И не только готовиться принимать колядовщиков, а следует взращивать своих. Ведь нам здесь  жить, и наши дети должны ощущать духовную атмосферу, почву, на которой стояла и будет стоять традиционная культура наших предков!

И в нынешнее Рождество всякий желающий может присоединиться и вместе  с «Колядой» сердечно пожелать хозяевам: «С Рождеством, вас! Сновым Годом! Со всем вашим родом! Чтоб здоровы были, да много лет жили!»

 

Михаил Юрьевич Щеглов

Казань - Савиново

Рождество Христово, 2013

« Назад