Камень на камень, кирпич на кирпич…
7 ноября 2011 года

28 октября Информационное агентство «Татар-информ», со ссылкой на помощника президента Татарстана Олесю Балтусову, распространило сообщение о том, что на следующий день в Казанском Кремле состоится «возвращение старейших на Средней Волге православных надгробных памятников на территорию бывшего Спасо-Преображенского монастыря». Вскоре эту сенсационную новость подхватили и другие средства массовой информации, однако, как оказалось, желаемое было выдано за действительное, передают нам из Казани.

Собравшимся к одиннадцати часам утра 29 октября у входа на территорию бывшего монастыря представителям общественности и телевизионщикам вместо ожидаемого «возвращения» была представлена совсем другая «программа». Перед общественностью выступил директор ГБУ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» и Института истории К(П)ФУ Рамиль Хайрутдинов, рассказавший о планах проведения здесь восстановительно-реставрационных работ.

 Казанский Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указанию Царя Ивана IV Васильевича святителем Варсонофием через несколько лет после взятия Казани, являлся старейшей в Среднем Поволжье и долгое время был одним из значимых и почитаемых в России. В расположенном вокруг него некрополе более чем за три с половиной века упокоились многие известные духовные и светские лица, в том числе – святители Гурий и Варсонофий, мощи которых были обретены в 1595 г. будущим Патриархом Московским и всея Руси (тогда – первым Казанским митрополитом) Гермогеном. Здесь находилась пещерка, где почивали нетленные мощи и других святых, и в том числе – местоблюстителя Патриаршего Престола (в 1612–1613 гг.) второго митрополита Казанского и Свияжского Ефрема, помазавшего на царство первого царя из Дома Романовых Михаила Фёдоровича, а также Ионы и Нектария, Казанских чудотворцев. И всё это, не считая архиереев, архимандритов и иноков.

 На монастырском кладбище нашёл своё последнее земное пристанище один из героев «смутного времени» – голова казанского стрелецкого приказа Гордей Афанасьевич Пальчиков, пленивший в 1614 г. атамана Ивана Заруцкого и Марину Мнишек с «ворёнком». Здесь упокоились ближайший родственник Кахетинского царя Теймураза князь И.Е.Багратион-Давидов, ректор Императорского Казанского университета К.В.Ворошилов, начальник Казанского губернского жандармского управления Н.Ф.Марк, попечитель Казанского учебного округа Н.Г.Потапов, целый ряд генералов, профессоров, и многие другие. Одними из последних здесь были похоронены известные профессора П.В.Знаменский и Н.Ф.Катанов, являвшиеся товарищами (заместителями) председателя Совета Казанского отдела «Русского Собрания» А.Т.Соловьёва.

 В советское время Казанский Спасо-Преображенский монастырь, находившийся в самом сердце местного Кремля, был закрыт и со временем практически полностью стёрт с лица земли, а его некрополь подвергся разорению и поруганию. Никто даже не заботился о том, чтобы спасти бесценные исторические ценности. Так, например, рака святителя Варсонофия, вместе с прочими, практически полностью была разрушена бетонным основанием находившейся здесь бензоколонки. В 1995 г., во время вскрытия археологами «пещерки», удалось обнаружить двенадцать погребений, сохранившиеся мощи святых были перезахоронены в Петропавловском соборе Казани и находящемся у стен Кремля Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. В последнее десятилетие была осуществлена частичная реконструкция фрагментов монастырского комплекса, в результате чего, а также при рытье траншеи, был открыт ещё целый ряд могил.

 Всего, по подсчётам специалистов, здесь находилось около полутора тысяч захоронений, из которых выявлено порядка двухсот – двухсот сорока (причём, были извлечены и фрагменты более ранних мусульманских памятников). Однако часть из обнаруженных фрагментов надгробий, поднятых на поверхность (особенно наиболее массивных), не была законсервирована и подверглась дальнейшему разрушению, что вызвало недоумение и протесты общественности. Именно с ожиданиями конкретных шагов по спасению сохранившихся надгробий и связывалось их анонсированное на 29 октября «возвращение».

 Но, как выяснилось, для самого Рамиля Хайрутдинова, а также его коллег археологов, архитекторов и строителей, это стало полной неожиданностью. Он рассказал, в частности, что в 2012–2013 гг. планируется завершить работы на территории бывшего монастыря, которая до сих пор являет весьма плачевное зрелище, выразив надежду, что они будут подкреплены надлежащим финансированием. При этом Рамиль Хайрутдинов подчеркнул, что дальнейшие раскопки на месте захоронений осуществляться не будут, дабы «не тревожить прах» умерших. Скорее всего, здесь будет создана некая мемориальная зона с «проходами» для туристов и кенотафами. Планируется также убрать внутреннюю каменную стену, построенную со многими техническими нарушениями уже в советское время прямо на могилах.

Однако выступления Рамиля Хайрутдинова и выступившего затем заведующего Национальным центром археологических исследований Айрата Ситдикова не устроили председателя городского общества историков-краеведов Анатолия Елдашева, чья книга «Казанский некрополь (XVI – начало XX вв.)» была удостоена недавно Макарьевской премии. Он в достаточно настойчивой форме потребовал предъявить общественности фрагменты ранее идентифицированных им самим, археологами и краеведами надгробий, фотографии которых приведены в его издании. Попытки Рамиля Хайрутдинова и его коллег «замять тему» посредством заявлений о том, что все они находятся в наличии, но рассредоточены в разных местах, были встречены собравшимися неодобрительно.

 Рамиль Хайрутдинов подчеркнул, что «ни один из камней» из тех, что он принимал в 2007 г. во время его назначения директором «Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль», не пропал и не мог пропасть, за остальные же он просто не отвечает. Не поверив ему на слово, краеведы и журналисты решили лично убедиться в наличии ранее обнаруженных православных надгробий. В результате небольшой совместной экскурсии по территории бывшего Казанского Спасо-Преображенского монастыря выяснилось, что основные надгробия, действительно, находятся на месте, но хранятся они отнюдь не надлежащим образом, а часть мелких фрагментов и вовсе пропала (по версии Рамиля Хайрутдинова, они целы, но завалены мусором и камнями).

 Место, где находилась «пещерка», оказалось буквально накрытой стройматериалами, что произвело на всех крайне удручающее впечатление. При этом Анатолий Елдашев, заявивший, что это – самое святое место в Казани, возложил цветы прямо на один из штабелей с кирпичами. Не внушил оптимизма общественности и вид сваленных в сторонке надгробий Г.А.Пальчикова, одного из предков великого русского поэта Фёдора
 Тютчева Семёна Афанасьевича Тютчева, преставившегося в 1641 г. и скончавшегося в 1899 г. С.Г.Балашова, а также отстоявшее от них нагромождение фрагментов других памятников.

 Итогом развернувшейся здесь же, на месте, дискуссии стало обещание Рамиля Хайрутдинова и местных строительных начальников перенести фрагменты надгробий в более безопасное место, на открытую площадку, где они должны будут находиться на весь период реставрации и реконструкции. Вообще же, по словам археологов, Казанский Кремль представляет собой практически сплошной некрополь, и захоронения обнаруживаются практически повсеместно, что постоянно осложняет проблему. Вслед за этим собравшимся были продемонстрированы фрагменты православных надгробий, хранящиеся в одном из местных подвальных помещений.

 В итоге вопрос о наличии надгробных памятников был в целом «закрыт», чего нельзя сказать о вопросе, связанном с их консервацией. При этом Анатолий Елдашев пообещал, что будет лично контролировать ситуацию. О заявленном же «возвращении» надгробий никто уже даже и не вспоминал. Видимо, время собирать камни, в Казанском Кремле ещё не пришло.

Источник: http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/10/31/kamen_na_kamen_kirpich_na_kirpich/
« Назад